Услуги
Полезно прочитать

Новости

20.10.2017 Мобильники вместо онлайн-касс?
Представителям малого бизнеса могут разрешить использовать мобильники вместо онлайн-касс. >>

 

17.10.2017 Как зарегистрировать кассу для расчетов через несколько сайтов
Закон N 54-ФЗ не запрещает применять одну кассу при осуществлении стационарной торговли и расчетов в сети Интернет через несколько сайтов сразу. Единственное, при заполнении заявления на регистрацию ККТ, наряду с другими обязательными сведениями, необходимо указать адрес (адреса) сайта и место установки/применения ККТ. >>

Архив новостей >>

Контрольные закупки

Будущее проверок применения ККМ, проводимых налоговыми органами, под угрозой

Всем известно, что на налоговые органы возложен контроль за применением контрольно-кассовой техники согласно статьи  7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". С момент принятия закона, а если быть точнее то и до него, когда действовал старый закон «О применении ККМ...» налоговые органы осуществляли данный контроль следующим образом. Придя на проверяемый объект, сотрудники инспекции делали закупку. Так как правом контрольной закупки в соответствии с  Федеральным законом от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены, то товары приобретались в личное пользование. Т.е. сотрудник налоговой инспекции производил закупку на свои деньги. Данный факт сам по себе уже является уникальным. Одно дело купить жвачку за 10 рублей, а другое дело приобрести услугу которую нельзя вернуть или купить некоторые товары, например дорогую технику, на которую нужны большие деньги. Как сотрудники это делали лучше не спрашивать. Про контрольные закупки автомобилей, другого дорогостоящего товара и товаров которые нельзя вернуть в соответствии с законом о «Защите прав потребителей» говорить и вовсе не приходится.  Таким образом, объектами проверок применения кассовых аппаратов в большинстве случаев становились мелкие предприниматели, торгующие дешевыми товарами. Интересна и позиция ФНС в данном вопросе. Вместо того, что бы пролоббировать контрольную закупку при проверках ККТ и инициировать изменения действующего законодательства, ФНС на вопрос территориальных налоговых инспекций  «Как же нам проводить проверки применения ККМ?»,  отписывалась стандартными фразами, смысл которых сводился к следующему: «территориальные налоговые органы должны сами придумать выход из этой ситуации, при этом плановое количество проверок ККМ не должно пострадать». В итоге все проводимые проверки сотрудники налоговых органов осуществляли за свой счет и из своей зарплаты. Однако и этому направлению проверок пришел плавный конец. Федеральные арбитражные суды один за одним выносят постановления, в которых отменяют штрафные санкции за неприменение ККТ, в случае если налоговые органы выявили неприменение ККТ при покупке товаров в личных целях.  

Начало этому положило Постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 3125/08. Логика суда сводится к тому, что при закупке в личных целях нарушается порядок получения доказательства по делу. Приобретение товаров в личное пользование не является таковым, так как после приобретения товаров сотрудники предъявляют удостоверения и поручения на проверку и из личной покупки она перерастает в проверочную, а проводить её налоговые органы не имеют право. 

ФНС же среагировала на это Постановление только информационным сообщением на своем сайте, в котором говорится, что «В СМИ появляются статьи, в которых ставятся под сомнение полномочия налоговых органов в части осуществления проверок организаций и индивидуальных предпринимателей при продаже ими товаров за наличный расчет». Чиновники даже не удосужились вникнуть в проблему и понять, что право проводить проверки никто не оспаривает, а вот методы их проведения давно уже не соответствуют действующему законодательству. 

Как результат -  целая партия постановлений судов всех инстанций во всех регионах РФ, в которых действия налоговых органов признаны незаконными. (Постановление ФАС Московского округа от 17 марта 2009 г. N КА-А40/1710-09, Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2009 N КА-А40/1904-09). 

Для налоговых органов остается один вариант привлекать к участию в проверке сотрудников, которые наделены правом контрольной закупки, т.е. сотрудников милиции, которые вряд ли захотят принимать в них участие и будут всячески избегать их под различными предлогами.  Дело тут и в количестве проводимых проверках и в результатах. Во-первых, милиции придется довольно существенно расширять штат для участия в таких мероприятиях, что уже невыполнимо и кажется фантастикой. Во вторых вряд ли они захотят участвовать в проверках,  постановления о штрафах по которым будет принимать другой орган. Так называемая «палочная система» в милиции развита хорошо. Ведь в проверки они участие принимали, а результат себе записать в актив не смогут.  Так что  налоговым органам остается в самом срочном порядке или выступать с предложением об изменении действующего законодательства или фактически отказаться от контроля за применением кассовых аппаратов. 

Что же касается пользователей контрольно-кассовой техники, то можете оспаривать проводимые налоговыми органами проверки в суде. Дело налоговая проиграет. 


20.04.2009



Войти
Войти с помощью
Бухгалтерское обслуживание
VIP условия